Экспертный совет НОСТРОЙ, заседание которого состоится на следующей неделе, а именно 13 февраля, рассмотрит законопроект № 583143-7 «О внесении изменений в статьи 55.5 и 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (об изменении требований к специалистам саморегулируемых организаций, осуществляющих строительные, проектные, изыскательские работы)». Напомним, что в документе, внесённом в Госдуму РФ Государственным Собранием Республики Мордовия, поднят один из важнейших вопросов для российского саморегулирования и строительного комплекса – приведение требований к специалистам НРС в соответствие с реальной ситуацией в отрасли. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Ижевска.
В пояснительной записке мордовские парламентарии отмечают, что вопрос нехватки квалифицированных специалистов, имеющих стаж в области строительства свыше десяти лет, является очень актуальным. Руководители строительных организаций вынужденно идут на нарушения трудового законодательства и оформляют на эти должности за символическую плату пенсионеров. При этом их должностные обязанности продолжают выполнять специалисты, переведённые из-за несоответствия требованиям статьи 55.5-1 Градкодекса на другие должности.
Многие строительные, проектные, изыскательские организации, в первую очередь являющихся субъектами малого предпринимательства, могут лишиться права выполнять работы по своему профилю. А квалифицированные молодые специалисты получили дополнительный административный барьер и не могут быть включены в реестр исключительно из-за недостаточного стажа.
Параллельно отмечается бум предложений по торговле «фальшивыми» специалистами НРС. Авторы добавляют, что члены саморегулируемых организаций при выявлении недостоверной информации о таких специалистах рискуют быть исключёнными из состава СРО, а также могут лишиться права заниматься строительной деятельностью.
Словом, перечислены все те разумные и очевидные аргументы, которые уже не первый год не устают повторять саморегулируемые организации по всей России. Законотворцы предлагают внести следующие корректировки в Градостроительный кодекс РФ.
- Дополнить требования к членам саморегулируемой организации, установленные пунктом 2 части 6 статьи 55.5, требованием для индивидуального предпринимателя и юридического лица, отнесённых к микропредприятиям в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства», о наличии в Национальных реестрах одного специалиста по месту основной работы.
- Снизить требование к общему трудовому стажу по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, установленное пунктом 3 части 6 статьи 55.5-1, для специалистов с высшим образованием с десяти до пяти лет.
- Предоставить возможность специалистам, имеющим среднее профессиональное образование и общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет, быть включёнными в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в Национальный реестр специалистов в области строительства.
Отмечается, что принятие указанного законопроекта позволит эффективно проводить кадровую политику в сфере организации строительства, повысит значимость профессиональной квалификации специалиста, а также обеспечит приток талантливой молодежи в строительную отрасль.
Инициативу мордовского регионального Собрания уже поддержали депутаты Забайкальского края и Сахалинской области. Также концепция проекта федерального закона поддержана комиссией по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ. Документ был рассмотрен на заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа 27 сентября 2018 года в Ижевске и доработан с учётом замечаний комиссии и членов Ассоциации.
Как известно, по мнению функционеров Нацобъединения, десятилетний стаж вполне адекватен требованиям отрасли, а все строительные компании, которые не смогли найти двух требуемых специалистов, скорее всего, являются фирмами однодневками, которые нужно исключать из реестра.
Что же решит Экспертный совет НОСТРОЙ? Нельзя сказать, чтобы этот орган пользовался каким-то особенным авторитетом на уровне российских законодательных органов и что его выводы сильно интересуют депутатов. Тем не менее, членам Совета предстоит принять щекотливое решение – либо, наконец-то, признать, что взятые с потолка требования НРС пора корректировать, либо высказаться против, окончательно противопоставив Национальное объединение строительному и саморегулируемому сообществу. Скорее всего, члены коллегиального органа не решатся ни на то, ни на другое, и продолжат в своём обычном ключе затягивать обсуждение, ограничившись невнятной резолюцией о том, что «поднятая проблема актуальна», однако, «необходимы дополнительные согласования и обсуждения».
Между тем, сам по себе факт того, что строители вынуждены идти за защитой своих интересов в региональные Собрания, на уровне которых получается успешно формировать проекты федеральных законов и выходить с ними в Госдуму, может не слишком позитивно отразиться на имидже Национального объединения. Федеральные власти наблюдают за ситуацией в строительном комплексе и, несомненно, отмечают бездействие Нацобъединений и их неспособность сформировать повестку дня по актуальным вопросам отрасли.
источник: занострой.рф